Проектирование забежных ступеней – теория

Проектирование забежных ступеней – теория

Забежные ступени – это поворотные ступени, внутренняя ширина которых возрастает от угла поворота к наружной стороне лестницы. Данные элементы активно применяются при незначительных размерах проема, когда необходимо исключить из сооружения габаритную межэтажную площадку. Однако ввиду усложнения устройства конструкции, проектирование поворотного узла и забежных ступеней, в частности, достаточно сложная задача, особенно для новичка. Поэтому для выполнения корректного расчета мы рекомендуем использовать наиболее легкий графический способ, основанный на пропорциональном расширении концов поворотных ступеней.

Г-образная лестница
Рассмотрим пример построения Г-образной поворотной лестницы. На листе вычерчивается окружность радиусом l/2 и делится под углом в 45° относительно оси. Вдоль первой четверти окружности пририсовывается средняя линия маршей, центр которой должен совпадать с только что созданным углом . Затем в среднюю линию вписываются отрезки, равные ширине ступени, первым или вторым способом .

П-образная лестница
Предположим, что необходимо спроектировать поворотный узел П-образной лестницы. В этом случае расчет забежных ступеней будет происходить от обратного, то есть нужно заранее продумать расположение параллельных пролетов и расстояние между ними, а затем перенести схематичное изображение в правильных пропорциях на чертеж.
 
Первый способ
Посередине предполагаемых маршей наносятся средние линии, которые соединяются между собой посредством полуокружности с центром в точке А. Вдоль получившейся линии движения abc, размечаются поворотные и прямые ступени с шириной b в месте пересечения. Нанесение ступеней начинается с верхнего элемента и так, чтобы вертикальная линия BC разделяла его по ширине на две одинаковые части.
Следующим шагом является регулировка размера забежных ступеней. Для этого рекомендуется захватить три ближайшие прилегающие прямые ступени (чем больше войдет в расчет, тем плавнее переход, но более трудоемкое изготовление) и вдоль внешнего края последней провести горизонтальную линию DE.

Второй способ
Второй метод определения формы забежных ступеней повторяет предыдущий на начальных этапах (первичная разметка прямых и поворотных ступеней) и выделяется только альтернативным способом построения расчетных линий – его суть заключается в следующем.
Надлежит выбрать некоторое количество элементов на прямом марше, которые в последствии будут модифицированы под забежные для компенсации формы ступеней в радиальной части конструкции. Вычерчивается вертикальная линия AB, равная их ширине (в примере 3 ступени). После, из точки А проводят наклонную АС произвольной длины и под любым острым углом по отношению к AB с необходимым количеством делений в любом масштабе, но с условием что размеры этих делений последовательно увеличиваются на одну часть, причем от точки А первое деление должно равняться 2, второе — 3, третье — 4 частям и т. д. (точка C соответствует седьмому делению).
Соединив точку C с точкой B и проведя из каждой последующей точки (6, 5, 4, 3, 2) линии параллельные BC до прямой AB, следует продолжить их до соответствующих делений на линии движения. Таким образом вырисовывается правильный контур формы забежных ступеней в горизонтальной проекции.

Рекомендации

Забежные ступени сами по себе достаточно неудобны, поскольку по мере приближения к внутреннему краю (со стороны перил) ширина проступи значительно сокращается и не позволяет надежно зафиксировать ногу, а в противоположном конце ступени – ширина становится слишком большой и не соответствует длине шага среднестатистического человека, также причиняя дискомфорт при перемещении с этажа на этаж. Тем не менее, есть возможность нивелировать подобные неудобства лестницы и оптимизировать параметры проступи – для этого при проектировании необходимо следить допускается ли горизонтальное расстояние между параллельными маршами более чем в четверть от ширины самого марша, и есть ли возможность в местах поворота конструкции сделать закругление стен лестничной площадки.

Самые свежие статьи о строительстве на нашем Telegram канале

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *