Средневековье — обширный период истории Европы, охватывающий века с VIII по XVI-XVII. Временные рамки в различных источниках сдвигаются, но это не меняет основной черты средневековья: нам оно известно как эпоха бурного развития культуры, то есть создания многих произведений искусства, признанных сейчас классикой живописи, скульптуры, архитектуры. Средневековый стиль в интерьере — наследие исторических событий тех времен, поэтому столь длительная эпоха не может быть однородной в своих проявлениях в архитектуре. В средневековом стиле можно выделить два наиболее ярких течения — романский и готический стиль. Романский стиль развивался в европейских странах в период с X по XII. В это время возникло немало архитектурных памятников — соборов, церквей, крепостей, которые сейчас можно увидеть, например, в восточноевропейских столицах, окрестностях Парижа и других городов Старого Света. Отличала эти здания основательность и мощь постройки: ровная каменная кладка, черепичная крыша, узкие окна были призваны не столько украшать здание, сколько защищать укрывшихся внутри горожан во время военной атаки.
Внутренне убранство тоже не отличалось пышностью декора: драпировки из ткани, шпалеры, панно и немногочисленная мебель должны были легко собираться в случае переезда хозяев в те неспокойные времена. Комнаты отделывались панелями из дерева, которые укладывались прямо на стены из камня. Деревянные балки нередко рассекали потолок в виде сетки, а под потолком размещались тяжелые кованые люстры. По стенам расходились сводами полукруглые арки, развешивались охотничьи трофеи и оружие. Словом, романский стиль можно свести к грубой компоновке камня, дерева, металла и материи. Готический стиль, сменив романский в XII веке и развиваясь вплоть до XV века, ввел моду в создании соборов на «украшательство» и «устремление» крыши к небесам. Именно соборы западной Европы лучше всего демонстрируют черты готики: высокие шпили и стрельчатые арки окон, разноцветные витражи и своды потолка в виде ребер, скульптуры химер и каменные святые в нишах. Камень и здесь стал господствующим строительным и отделочным материалом.
В камне формировались резные элементы в виде бутонов несуществующих растений, незамысловатых, но часто повторяющихся узоров, а также выставлялись колонны, подпиравшие гигантской высоты нефы соборов. Внутреннее убранство готических соборов впечатляло, прежде всего, цветовой гаммой: фиолетовый, охристый, пурпурный, черный, синий цвета контрастно складывались в фрагментах рисунка на ткани так же, как яркие кусочки в витражах окон. Объединяло и романский, и готический стиль использование геральдических символов: сами гербы и знаки рода на полотнах, гобеленах, панно отмечали знатное происхождение владельцев дома или восхваляли господствующий клан в общегородских зданиях. Сейчас средневековый стиль редко используется в чистом виде в оформлении домов. Но опытный дизайнер может умело выстроить линии интерьера на основе черт готического или романского стиля. Так для оформления коттеджа можно применить каменную кладку, а деревянные балки, как нельзя лучше, впишутся в убранство, создавая ассоциации с охотничьим домиком средневековой знати. Стены в таком доме лучше отделать шпатлевкой, так романские мотивы в интерьере приобретут более современное звучание. Деревянная мебель простых геометрических форм с небольшим узорчатым декором может быть дополнена балдахином, как в замке Европейского вельможи. Из готического стиля можно почерпнуть витражи, встроив их вместо мансардных, чердачных или окон второго уровня в высоких гостиных и холлах.
Стрельчатые арки тоже можно повторить в элитном коттедже, но их следует сочетать с башенками, покатыми высокими крышами с черепицей и непременно в двух-, трех-, и более, -этажных строениях. Особую актуальность в наше время приобрели кованые детали: мебель с коваными ножками, элементы декора (лестничные перила, ограды, ворота) и аксессуары (люстры, светильники), — показывают высокий класс отделки, ведь изделия ручной работы отнюдь недешевы. В больших помещениях уместно может смотреться и скульптура в средневековом стиле. В современных интерьерах переплетаются стилистические направления минувших эпох и новаторские идеи декораторов. Нас уже не удивляет соседство неоновых огней и антикварной мебели, гобеленов ручной работы с классическими сюжетами и грубой кирпичной кладки в качестве фона. Любое, даже самое экстравагантное сочетание предметов сейчас можно назвать «стилем фьюжн», а неуместный элемент декора считать «дизайнерской находкой».