Приватизация измельчала

Приватизация измельчала

Выручка от приватизации крупных компаний в 2014 году сократилась более чем в 13 раз, составив 20,9 млрд руб. В плане приватизации на 2015 год заявлены шесть крупных проектов, включая «Роснефть» и «Аэрофлот», однако эксперты сомневаются, что приватизация состоится: государство не намерено продавать по текущим низким ценам, а у местных инвесторов нет средств даже на относительно бюджетные покупки. Росимущество сообщило об итогах приватизации в 2014 году.

Согласно отчету, объем массовой приватизации (то есть без учета крупнейших продаж) составил 8,05 млрд руб., почти в три раза превысив заложенный правительством целевой показатель. В 2012 и 2013 годах сумма выручки составила 5,9 млрд и 5,6 млрд руб. соответственно. «Результатами приватизации прошлого года я довольна», — рассказала на прошлой неделе «Газете.Ru» глава Росимущества Ольга Дергунова, отметив, что в последнее время на этом рынке произошло заметное оживление. «В последние месяцы идет довольно жесткая борьба за ликвидное имущество и землю. Такое ощущение, что некоторые игроки хотят устроить передел собственности, как в 1990-х годах. Поэтому сейчас надо проводить торги очень осторожно», — считает она. Среднее количество участников на одну приватизационную сделку составило в 2014 году четыре потенциальных покупателя, то есть примерно на уровне прошлых лет.

Куда хуже показатели по приватизации крупных компаний, которые обеспечивают основную денежную выручку.В прошлом году было проведено всего две сделки на общую сумму около 20,9 млрд руб. Речь идет о продаже 13,76% минус девять акций «Интер РАО ЕЭС» на сумму почти 18,8 млрд руб. (покупателем выступил «Роснефтегаз»). Оставшиеся 2,2 млрд руб. обеспечила продажа 100% акций Архангельского тралового флота.

Для сравнения, в 2013 году было осуществлено шесть крупных продаж на сумму 286 млрд руб., а в 2012 году — пять, на 201 млрд руб. «В текущей кризисной ситуации, по сути, возможна только массовая приватизация», — считает Дергунова. Тем не менее в планах на большую приватизацию в отчете указаны доли в шести компаниях («Внуково», «Шереметьево», «Аэрофлот», «Роснефть», «Ростелеком» и «Современный коммерческий флот»).

«Эти активы готовы к продаже. Но это не значит, что их непременно продадут в этом году. Активы сейчас являются недооцененными, а задешево их продавать никто не собирается. Нет смысла в приватизации ради самой приватизации», — сказал источник в правительстве. К примеру, правительство намеревается продать чуть более 43% акций «Ростелекома». Бумаги компании торгуются у отметки 92 руб. за акцию, капитализация составляет 245 млрд руб. Таким образом, если бы ее доля была реализована по текущей цене, то государство выручило бы 105 млрд руб.

«Разговоры о приватизации «Ростелекома» продолжаются в том или ином виде уже много лет. Я поверю в реализацию этого плана, только когда появится реальный покупатель», — сказал главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его словам, «Ростелеком» является привлекательным активом, «несмотря на соцобременение». «Дела у компании в целом идут неплохо, — соглашается аналитик «Уралсиба» Константин Чернышев. — Но перспективы рынка телекома сейчас довольно туманны, к тому же их основной бизнес — фиксированная связь. Вопрос упирается в цену: вряд ли государство готово продать долю по цене рынка, а никто из компаний не готов купить ее дороже».

Не менее скептично настроены эксперты и в отношении перспектив продажи 19,5% акций «Роснефти». В отчете Росимущества говорится, что бумаги компании могут быть проданы не ниже цены IPO в 2006 году (цена размещения составила тогда $7,55, или 203 руб. по прежнему курсу). В сентябре 2014 года источники «Газеты.Ru» в правительстве заявили, что сумма, с которой государство готово начать процесс приватизации, стартует с 500 млрд руб. за пакет акций «Роснефти». Однако инвестора, который готов предложить такую сумму, пока нет, констатировал тогда федеральный чиновник. «Продавать долю в компании при ценах на нефть ниже $60 за баррель нелогично. «Роснефть» просто не сможет получить хорошую оценку. А ведь глава компании Игорь Сечин рекомендует приватизацию исходя из оценки $8,12 за акцию, то есть почти в два раза выше рыночной», — отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук.

Кроме того, правительство планирует отчуждение находящихся в федеральной собственности 25% плюс одна акция «Международного аэропорта Внуково», 74,74% акций «Аэропорта Внуково», а также 83,04% акций «Международного аэропорта Шереметьево». «Аэропорты как активы всегда хороши. Понятно, что сейчас не лучшее время для отбития инвестиций, потому что пассажиропоток в лучшем случае будет стагнировать. Впрочем, аэропорт — это то место, где очень сложно получить убыток», — считает авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. «Главным вопросом остается цена реализации — найдется ли необходимый объем кэша для покупки у инвесторов», — сомневается Крамаренко.

Еще менее возможной представляется приватизация «Аэрофлота» (правительство планирует уменьшить долю в уставном капитале до 50% плюс одна акция). «Авиакомпания остается одним из немногих привлекательных активов на авиарынке. Но найти потенциального покупателя будет сложно: у российских отраслевиков на нее не хватит денег, — рассуждает Крамаренко. — Продажа доли неотраслевому инвестору вряд ли повысит качество управления этим активом. А на передачу стратегического пакета иностранной компании государство вряд ли решится».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие статьи о строительстве на нашем Telegram канале

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *